Исторические данные. Санкт-Петербургский Завод Прецизионного Станкостроения.

В 1893 году шведскими инженерами братьями Экваль был основан Шведский моторный завод, который входил в товарищество «Нобеля» Выборгской стороны Петербурга и специализировался на выпуске двухтактных нефтяных двигателей.

дом

К середине 1915 года Моторный завод братьев Экваль, как он стал называться, входил в число ведущих машиностроительных предприятий города. Первоначально, до 1917 года, завод выпускал нефтяные 2-тактные двигатели. В начале ХХ века завод начал выпуск простейших шлифовальных и заточных станков.

После революции завод был присоединён к Абразивному заводу, но продолжал выпуск шлифовальных машин и простейших заточных станков.

В 1924 году заводу было присвоено звание «Ильич». В 1933 году станкостроительное производство выделено в отдельный завод им. Ильича.

С первых же дней организации коллективу завода поручается освоение и изготовление разнообразных заточных станков, в которых испытывала большую потребность промышленность. Был освоен выпуск заточных станков модели 364. Выпуск их продолжался до начала 50-х годов под номером 3А64, после чего был передан в производство на вновь созданный завод «заточных станков» в г. Витебск. Указанная модель станка 3А64 с небольшими изменениями выпускалась много лет.

В первые десятилетия своей деятельности станкозавод им. Ильича получил широкую известность как предприятие, выпускающее высококачественные точильно-шлифовальные станки для заточки инструмента, обдирки литья, сухого шлифования плоских деталей.

В 1932 году на заводе был налажен серийный выпуск автомата для заточки круглых и рамных пил, обдирочно-шлифовальных станков, станков для заточки твёрдосплавного инструмента.

В начале 30-х годов завод освоил первые отечественные станки для шлифования желобов колец подшипников моделей «ЖН» и «ЖВ». Станки поставлялись 1-ому ГПЗ г. Москва, и проработали до середины 50-х годов прошлого века. С этого времени выпуск станков для обработки колец подшипников стал основной специализацией завода.

В довоенные годы завод приступил к освоению универсальных круглошлифовальных станков с размерами обработки Ø100х L500. До конца 60-х годов завод, единственный в СССР, выпускал эту модель станка в различных модификациях: З12, З12М, 3А12, 3Б12, 3А153, 3А153А, 3153.

Коренным образом изменился профиль завода после Великой Отечественной войны. В послевоенные сороковые годы на заводе было налажено производство точных и высокопроизводительных шлифовальных, круглошлифовальных, оптических профилешлифовальных, сферошлифовальных и доводочных станков. Здесь были изготовлены первые отечественные универсальные профилешлифовальные станки гаммы 395 и налажен их серийный выпуск.

С 1947 года по решению Минстанкопрома завод имени Ильича приступает к работам по освоению профилешлифовальных станков.

В 1949 году выпускается опытный образец оптического профилешлифовального станка с размером экрана 500 х 500 мм модели 395.

станок 395м1С 1952 года начинается серийное производство станков 395М. В дальнейшем завод выпускает ряд моделей профилешлифовальных станков 3Р96, 3П95 (1957 г.), 3Б95, 3В95. Развивая промышленное производство этих станков, завод непрерывно проводил работу по их совершенствованию и повышению точности.

Станки модели 395М экспонировались на крупнейших международных выставках и ярмарках в Лондоне, Париже, Осаке, Стокгольме и других. В эти годы более чем в 20 стран мира было экспортировано 475 станков.

В 1978 году оптическому профилешлифовальному станку модели 395М1- присвоен Государственный знак Качества СССР.

Профилешлифовальные станки, предназначены для шлифования с высокой точностью сложных профилей шаблонов пуансонов, разъёмных матриц, режущего инструмента и других изделий, профиль которых ограничен прямыми линиями, дугами окружностей и кривыми разнообразной формы.  Освоение оптических профилешлифовальных станков явилось одним из важнейших этапов развития завода.

 

Участок шлифовки высокоточных деталейВ конце пятидесятых годов завод ввёл в строй новые корпуса. Значительно повысились технологические возможности предприятия, укрепились конструкторские кадры, что дала возможность наладить серийный выпуск сложных и высокоточных станков для шлифования подшипниковых колец. С конца сороковых годов завод изготовил более 29000 высокоточных станков.

В 1962 году завод вливается в Ленинградское станкостроительное производственное объединение имени Я.М. Свердлова.

14 сентября 1962 года постановлениями Совета Министров РСФСР и Ленсовнархоза от 2 октября 1962 года на базе Cтанкостроительного завода им. Свердлова создано Ленинградское станкостроительное производственное объединение "ЛСПО-Свердлов". Cтанкостроительный завод является головным предприятием объединения. В объединение входят:        

  •     Cтанкостроительный завод им. Свердлова - головное предприятие
  •     Ленинградский станкостроительный завод им. Ильича
  •     Ленинградский завод станков-автоматов (ЛЗСА)
  •     Ленинградское особое конструкторские бюро станкостроения (ОКБС)
  •     Специальное конструкторско-техническое бюро шлифовального оборудования (СКБ-ШО)
  •     Конструкторское бюро автоматно–револьверных станков (ОКБ АРС), (ОКБ-3)

К 1966 году в составе объединения остались три завода: им. Я.М. Свердлова, им. Ильича, станков-автоматов. Объединение специализировалось на производстве станков широкого профиля: металлорежущих, продольно-строгальных, универсально-расточных и специальных. В 1966 г. объединение награждено орденом Ленина.

Участок сборки высокоточных станков

 В 1964 году вводится в строй инженерно-лабораторный корпус и один из первых в станкостроении термоконстантный корпус, что позволило заводу поднять на более высокий уровень качество выпускаемых станков.

В этот период для подшипниковой промышленности осваивается выпуск внутришлифовального станка модели ЛЗ-154 и желобошлифовальных автоматов модели ЛШ-28, ЛШ-29, ЛЗ-105, ЛЗ-135. В дальнейшие годы новые станки для подшипниковой промышленности выпускались большими сериями, инженерно–техническим и конструкторским составом был накоплен значительный опыт по проектированию, изготовлению и сборке станков.

В 1984 году было создано Ленинградское производственное объединение прецизионного станкостроения им. Ильича куда вошли:

  •     Ленинградский станкостроительный завод им. Ильича - головное предприятие
  •     Ленинградский завод станков-автоматов (ЛЗСА)
  •     Специальное конструкторско-техническое бюро шлифовального оборудования (СКБ-ШО)
  •     Конструкторское бюро автоматно–револьверных станков (ОКБ АРС)

Станкозавод им. Ильича, впоследствии, с 1992 г. - «Санкт-Петербургский завод прецизионного станкостроения» всегда обладал высококвалифицированными кадрами. В состав объединения входили два КБ – шлифовального оборудования (СКБ ШО) и автоматно–револьверных станков (ОКБ АРС). Указанные конструкторские организации обслуживали более 20 станкозаводов. За период 1980-2000г. заводом выдвинуто много руководящих кадров, в том числе Министр станкоинструментальной промышленности СССР Паничев Н.А.

В настоящее время ООО «Санкт-Петербургский Завод прецизионного станкостроения» (ООО «СПб ЗПС») сохраняет лучшие достижения советских станкостроителей, среди которых высокая точность и долговечность производимого оборудования, дополняя их современными средствами автоматизации, комплектующими и новыми, а зачастую и патентоспособными, техническими решениями.

Так разработаны и выпускаются профилешлифовальные станки 3951В-ВТ, 3952В-ВТ, оснащённые современной системой технического зрения, выводящей на экран монитора изображение заготовки с наложенным на неё теоретическим CAD-контуром готовой детали. На подходе выпуск таких станков, дополнительно оснащённых системой ЧПУ.

Завод выпускает точные круглошлифовальные станки модельного ряда ЛЗ-269Ф10. Эти станки постоянно модернизируются, оснащаются современными комплектующими, средствами управления, измерения, индикации и автоматики.

Ведётся проектирование нового круглошлифовального станка, который должен иметь увеличенный диапазон обрабатываемых деталей, более закрытую рабочую зону и ряд других достоинств, которые предполагается получить за счёт использования новых технических решений и применения современных средств автоматизации.